Гимнастика для новорожденных

Физические упражнения и двигательная активность способствуют росту организма, повышению его тонуса, развитию нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Проводимая в форме игры, гимнастика является источником положительных эмоций и хорошего настроения.
При отсутствии противопоказаний начинать гимнастику можно уже после первого месяца жизни малыша.
Противопоказаниями к гимнастике являются:
- Любые острые воспалительные процессы.
- Некомпенсированные врожденные пороки сердца.
- Острые воспалительные процессы печени и почек.
- Острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры.
- Различные грыжи.
- Тошнота или рвота.
- Тяжелая степень гипотрофии и рахита.
- Тяжелые болезни крови.
- Другие противопоказания, которые сочтет уместными ваш детский врач.
К временным противопоказаниям относится плохое эмоциональное состояние перед проведением процедуры.
Во время гимнастики температура в детской комнате должна быть оптимальной, чтобы ребенок не охладился, в первые месяцы жизни — 22-24 °С, в дальнейшем — не менее 20 °С.
Во время привыкания к процедуре длительность гимнастики не должна превышать 5 минут, а впоследствии— 8-10 минут.
Гимнастика для новорожденных с первых дней
Гимнастику лучше проводить ежедневно в одни и те же часы, утром или после дневного сна, но не ранее чем через 30 минут после еды.
До шестимесячного возраста занятия проводят на пеленальном столике, после полугода — на полу на специальном коврике.
В основе гимнастики для новорожденных первых трех месяцев жизни лежат упражнения, основанные на врожденных безусловных рефлексах.
При занятиях снижается физиологический гипертонус мышц-сгибателей конечностей и развивается тонус мышц-разгибателей, укрепляются мышцы спины, улучшается работоспособность всего организма.
Применяются следующие упражнения: выкладывание на живот, «вертикальное положение», рефлекторное разгибание позвоночника, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание пальцев стоп, рефлекторное разгибание пальцев стоп, рефлекторная ходьба, «парение».
Для развития умения удерживать голову малыша берут на ручки и поддерживают головку в области затылка в течение 2-3 минут 2-3 раза в день («вертикальное положение»).
Для рефлекторного разгибания позвоночника нужно положить ребенка на бок, придерживать его ножки одной рукой, а свободной рукой, отступив от средней линии позвоночника на 1 см провести от крестца к шее — туловище малыша дугообразно прогибается.
Для рефлекторного ползания нужно положить ребенка на ровную твердую поверхность на животик, согнуть его ножки в коленных суставах и отвести колени в сторону. Затем поставить ладонь к стопам ребенка. Как только малыш почувствует опору, он начнет отталкиваться от ваших ладоней и «ползти».
Следующее упражнение основано на рефлекторном сгибании пальцев стоп.
Нужно нажать большим пальцем свободной руки (одна рука держит ножку малыша в области щиколотки) у основания пальцев подошвы стопы — пальчики стопы малыша согнутся.
Для рефлекторного разгибания пальцев стопы нужно провести пальцем вдоль наружного края стопы от мизинца к пяточке — пальчики разогнутся.
Для рефлекторной ходьбы нужно взять ребенка под мышки, опустить на пеленальный столик в вертикальном положении и дать почувствовать пальчикам стопы опору твердой поверхности — малыш начинает делать движение ногами по типу «ходьбы».
Если положить ребенка животиком вниз на обе ладони, повернутые кверху — малыш отклонит голову назад, разогнет позвоночник и ножки в тазобедренных суставах («парение»).
Все упражнения следует повторять не более 4-5 раз.
Добавить комментарий