СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Главная / Детские болезни / СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Это патологическое состояние, проявляющееся двигательной расторможенностью (гиперактивностью), снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

СДВГ — самая частая причина нарушения поведения и трудностей обучениям в дошкольном и школьном возрасте.

Такие дети обычно являются объектом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов как труднообучаемые или педагогически запущенные.

Однако причина их «плохого» поведения заключается в органическом повреждении головного мозга, произошедшем еще до рождения ребенка или в самом раннем его детстве, а вовсе не в распущенности или плохом воспитании.

Считается, что в среднем около 5% детей школьного возраста страдают СДВГ, чаще мальчики (соотношение мальчиков и девочек 5:1).

Причины возникновения СДВГ

Большую роль в развитии играет наследственная предрасположенность: обычно у кого-то из близких родственников ребенка в детстве возникали подобные проблемы.

Повреждения головного мозга до рождения происходят в результате патологии беременности и родов (хронической гипоксии плода, болезней, токсикозов, плохого питания беременной, угрозы прерывания беременности, приема алкоголя и курения беременной, недоношенности, переношенности, скорых родов или слабой родовой деятельности и др.)

Факторы, влияющие на ребенка в раннем детстве, — это недоедание и различные заболевания, приводящие к кислородному голоданию головного мозга (в частности, бронхиальная астма или пороки сердца, сопровождающиеся сердечной недостаточностью).

В течении и прогнозах СДВГ очень важную роль играют социально-психологические факторы. У детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия повреждений головного мозга, как правило, проходят к школьному возрасту, а у детей из семей с низким статусом — остаются.

Негативную роль играют воспитание в неполной семье, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с родителями, проживание у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей, алкоголизм и наркомания у родственников, низкая материальная обеспеченность семьи, неблагоприятные бытовые условия, в том числе отсутствие у ребенка отдельной комнаты и др.

Симптомы

Нарушения внимания выражается в несобранности, легкой отвлекаемости, невозможности довести начатое до конца, частыми переключениями с одного занятия на другое, постоянным забыванием того, что нужно сделать, потерей вещей, необходимых в школе и дома.

Дефицит внимания особенно заметен в ситуациях, когда нет контроля взрослого и ребенку приходится действовать самостоятельно. Двигательная расторможенность (гиперактивность) детей с СДВГ проявляется чрезвычайной подвижностью, непоседливостью, ребенок находится в постоянном хаотичном движении: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, громко кричит, «крушит» и ломает все, что ему подвернется под руку.

Избыточная активность бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. В более старшем возрасте гиперактивность проявляется неусидчивостью, суетливостью, двигательным беспокойством (крутится, вертится, сидя на стуле, постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т.д.)

Гиперактивность обычно сочетается неловкостью и нарушением координации движений. Детям трудно даются операции, требующие развития мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц, письмо и т. д.)

Они неуклюжи и могут быть неустойчивы при ходьбе, легко падать, «сшибать углы» на своем пути. Дети с СДВГ отличаются импульсивностью поведения и часто производят какие-либо действия, не подумав.

Например, ребенок может без разрешения встать и ходить по классу посреди урока, бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора, не дослушав вопроса учителя, выкрикивать ответ, вмешиваться в работу других детей и др.

Ребенок по недомыслию может совершить и опасные для своей жизни и здоровья поступки (например, ввязаться, в драку, выбежать на проезжую часть дороги).

Расстройства речи

Обычно это расстройство артикуляции речи, а также затруднения слухоречевой памяти и восприятия. В школе такие дети плохо пишут сочинения, с трудом рассказывают и пересказывают текст.

Сложности в обучении проявляются в связи со сниженным вниманием, сложностями в запоминании, письме, счете, затруднениями речи. Однако это всего лишь трудности, связанные с процессом обучения, а не свидетельство снижения интеллекта у ребенка.

Проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Дети с СДВГ в силу своей активности достаточно общительны и охотно идут на контакт с другими ребятами.

Однако они оказываются неподходящими партнерами по играм и совместным занятиям, так как быстро отвлекаются, непостоянны в своих желаниях, часто хотят заняться чем-то другим, шумят, без спросу берут, чужие вещи, мешают окружающим.

Очень быстро другие дети отворачиваются от ребенка с СДВГ, не хотят с ним играть, общаться и дружить. Чтобы как-то сгладить ситуацию, ребенок зачастую сознательно выбирает для себя роль классного шута.

Но наладить отношения в классе у него не получается, с ним продолжают дружить лишь дети младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные проблемы с поведением.

Родителей обычно раздражает беспокойный, непослушный, навязчивый, неаккуратный ребенок, не способный выполнять ежедневные поручения и помогать по дому.

Мало того, они, часто не зная и не понимая специфики и природы такого поведения ребенка, постоянно его ругают и наказывают, сравнивают с более благополучными детьми, братьями и сестрами.

Лечение и реабилитация детей с СДВГ

Лечение комплексное, оно включает в себя как медикаментозную терапию, так и коррекционную работу с педагогом, психологом, логопедом. Работа с родителями дома должна быть очень активной.

Ребенку требуется гораздо больше внимания и времени, чем обычному здоровому малышу. От родителей же прежде всего зависит правильное воспитание в семье.

Очень важно создать доброжелательную, спокойную обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и любимым, добиться повышения его самооценки, уверенности — в собственных силах. Помните, что малыш не виноват в своем поведении и его состояние не связано с капризами или испорченностью характера.

Одна из целей воспитательной работы — добиться послушания, привить ребенку аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и. доводить до конца начатые дела. Рядом с малышом нужно находиться постоянно, контролировать его действия и в то же время не опекать излишне и не выполнять за него работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *