Гигиенические навыки детей

Видимо, не случайно Корней Чуковский создал такой интересный персонаж и наделил его мужским характером.
Хотел ли он этим подчеркнуть особую роль мужчины, отца ребенка в приучении того к чистоте и опрятности? Вряд ли, конечно, писатель ставил перед собой такую цель, тем не менее, для нас, мужчин, это неплохой намек, что следует заняться воспитанием гигиенической культуры и навыков опрятности у своих детей (конечно, более мягкими способами, нежели этот «Умывальников Начальник и Мочалок Командир»).
Формирование гигиенических навыков
Ведь еще столь многому необходимо научиться малышу, прежде чем он уверенно заявит: «Папа, я сам!». И, пожалуй, вторым важным шагом ребенка станет самостоятельное умывание и умение следить за своим внешним видом.
В конце концов, от этого зависит, как будут к нему относиться окружающие люди. Даже в детском саду воспитатели и сверстники осознанно или неосознанно отдают предпочтение опрятным и ухоженным детям.
Итак, папам, желающим примерить на себя новую роль, необходимо знать, что к 2,5 годам малыш может сам мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и туалетной бумагой.
Кроме того, он вполне способен научиться самостоятельно снимать простые вещи без застежек (маечку, шорты, носочки, колготы, куртку, тапочки, шапку), правильно держать ложку во время еды, вместе со взрослым собирать игрушки и расставлять их по местам. А к 3,5-4 годам ребенок сам или с помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой, может прополоскать рот, помыть руки и ноги.
К этому времени он уже должен уметь пользоваться салфеткой и самостоятельно кушать ложкой и вилкой, надевать свитер, ботинки, носочки, колготы, шорты, застегивать и расстегивать большие пуговицы на одежде, застегивать молнию с помощью взрослого.
Это те ориентиры, благодаря которым взрослый будет помнить, на что действительно способен ребенок и в каком направлении следует двигаться, обучая его гигиеническим навыкам в каждом возрастном периоде.
Основы гигиены детей
Универсальных методов обучения ребенка навыкам опрятности не существует. Каждый родитель находит свой ключик к малышу. Большую роль в этом играет ваш пример.
Если для папы и мамы ежедневный утренний или вечерний душ обычное дело, то есть большая вероятность того, что и для ребенка купание в ванне станет каждодневным ритуалом.
Общая культура в семье, этикет поведения за столом, гигиенические привычки взрослых и других детей — все это, безусловно, оказывает влияние на маленького ребенка.
Но есть дети, которые ни за что не желают самостоятельно кушать, мыть руки или надевать даже то, что уже умеют. Вероятно, они сомневаются в своих силах, либо привыкли к тому, что раньше все делали за них: одевали, умывали, кормили с ложки и т. д. С каждым из родителей такой ребенок может вести себя совершенно по-разному.
От более мягкой и уступчивой мамы он, например, станет требовать кормления его с ложечки. Но в присутствии отца, обычно не идущего на поводу у ребенка, или рядом со строгим воспитателем в детском саду этот же малыш будет есть самостоятельно.
Тогда первостепенной задачей папы становится согласование с супругой методов воспитания и выработка общих требований, предъявляемых обоими родителями к ребенку.
Другой причиной протеста против самостоятельности может быть желание ребенка привлечь к себе внимание родителей, особенно если он испытывает его дефицит. В любом случае папе следует доброжелательно отнестись к капризу малыша и уделить ему необходимое внимание. Но при этом не стоит все делать самому, иначе ребенок так никогда и не научится самообслуживанию, а привыкнет быть пассивным объектом чьей-то заботы.
Даже если ребенок упорно отказывается делать что-то сам, папе поможет простой, но действенный прием: «Давай вместе». Например, малыш отказывается надевать колготы. Тогда папа говорит: «А давай вместе. Я натяну тебе колготки на носочки, а дальше ты их подтянешь сам».
Всегда папа может взять на себя ту часть работы, которая еще не доступна малышу — застегнуть молнию и мелкие пуговицы, завязать шнурки или шарф. Но при этом необходимо обязательно предоставить ребенку возможность хоть что-то по возрасту сделать самому.
Справится он с этим или нет, не всегда имеет значение. Главное, что он попытался, приложил для этого необходимые усилия и этим однозначно заслужил папино одобрение и похвалу.
Что касается умывания, то обычно дети очень любят плескаться в воде.
Для папы это хороший повод не только научить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом, вытираться полотенцем и одеваться, но и превратить это занятие в один из способов выражения родительской любви. Растирание полотенцем, расчесывание волос, нежная беседа с ребенком и незамысловатая игра доставят малышу огромное удовольствие.
Но если с сыном здесь справится практически любой отец, то как быть с дочерью? Как папе не запутаться в ее косах и не растерять все ее заколки?
Наверное, без маминой помощи здесь не обойтись. Тем не менее, и папе не помешает освоить эту несложную «женскую» науку. Во-первых, таким образом он расширит свой родительский опыт.
А во-вторых, совместная возня с малышкой над ее новой прической только сблизят обоих и укрепят отношения между ними. Это создаст прочный фундамент в отношениях с дочерью на будущее.
Добавить комментарий