Методика Зайцева

Николай Александрович Зайцев — выдающийся педагог-новатор, работавший с детьми в течение 40 лет. Он учил русскому языку и маленьких россиян, и детей иностранцев.
Зайцев не мог не видеть, что в нашей стране год от года увеличивается число молодых людей, которые после окончания школы не слишком уверенно владеют родным языком и имеют весьма приблизительные представления о математике.
Он задумался, можно ли исправить сложившуюся ситуацию, причины которой нужно искать в раннем детстве. Итогом многолетней работы стала оригинальная система обучения не только чтению на русском и английском языках, но и математике.
Все его пособия основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая не отражается негативно на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала в игровой форме. Поэтому дети с большим удовольствием играют в эти пособия и всей группой, и поодиночке.
Основные принципы методики Зайцева
Отличие методики Зайцева от многих других в том, что согласно ей ребенку нужно давать все и сразу.
Это значит, что при обучении чтению ребенок знакомится сразу со всеми складами русского языка, при обучении счету — со всеми числами, до ста, а потом и до миллиона.
Почему все сразу? Во-первых, почти все кубики понадобятся для того, чтобы начать писать самые разные слова. Во-вторых, по мнению Зайцева, ребенку проще играть с большим объемом знаков-символов, а учиться маленькими порциями и скучнее, и труднее.
Во время занятий ребенок должен чувствовать себя естественно. А ведь для него нет ничего естественнее, чем желание поиграть.
Зайцев превращает игры в увлекательные занятия. Представления о русском языке ребенок получает, играя с кубиками и настенными таблицами, на которых написаны склады.
С помощью кубика, на который нанесены буквы, малыш может поиграть в русский язык: рассмотреть, повертеть в руках, ощутить вес, переставить, заменить.
В таблицах для обучения чтению и счету, грамматике русского и английского языков, самые сложные правила и законы благодаря оригинальной системе становятся понятными и легко запоминаются.
Кроме того, таблица — своеобразный тренажер для улучшения осанки. Для того чтобы найти нужное решение, к ней придется подойти. Поэтому ребенок в течение всего занятия двигается, а не сидит, сгорбившись за партой.
Обучение чтению по методике Зайцева
Зайцев разработал уникальную методику обучения чтению на основе оригинальных складовых кубиков. Эти необычные кубики различаются по весу, цвету, объему, звучанию.
Кубики наполняются соответствующим материалом, в зависимости от склада (звонкие — железками; глухие — деревяшками; «золотые», гласные — медными монетками, большие кубики — с твердыми складами, маленькие — с мягкими складами).
«Золотые» кубики будут звенеть, «железные» — греметь, а «деревянные» — глухо постукивать. За определенными буквами закреплены определенные цвета, что помогает на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора.
В основе системы обучения чтению по Зайцеву лежит простая идея: элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад.
Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Два согласных или два гласных звука склада не образуют. Склады могут совпадать со слогами, но это необязательно. (Слово ВДРУГ — 1 слог, но 4 склада — В-Д-РУ-Г.)
Склад запоминается быстрее, чем буква, ребенок видит склад и произносит его. Это позволяет быстрее научиться читать.
Эти кубики помогают детям (от 3,5 до 4 лет) научиться читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).
При начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).
В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.
Обучение математике
Предлагаемая автором методика основана на системе таблиц, которая погружает ребенка в мир чисел и наглядно показывает ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ними производить.
Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3—4 лет, но ее также можно использовать и для учеников начальной школы. Малышам более раннего возраста она не подходит по двум причинам.
Во-первых, изображения на таблицах мелкие, во-вторых, крошкам трудно долго стоять у таблицы и рассматривать ее. Но многие из принципов математики Зайцева могут успешно использоваться в играх с различными игрушками.
Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям — быстрым и медленным, слабым и сильным.
Добавить комментарий